Следственный комитет возбудил дело о разрушении Гостиных рядов в Улан-Удэ
Памятник федерального значения XIX века, состоящий из 11 нежилых помещений общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров, оказался в запущенном состоянии, стены и колонны разрушаются, штукатурка осыпается.
До недавнего времени Гостиные ряды числились за Росимуществом, а фактически — ни за кем. Федеральное ведомство, управлявшее объектом из Иркутска, проблемой не занималось. После визита в Улан-Удэ президента Путина в 2023 году и его поручения передать памятник в собственность республики девять помещений из одиннадцати в апреле 2024 года перешли Бурятии. Два помещения закреплены за Национальным медицинским исследовательским центром Минздрава России.
Росимущество, передав объект, фактически умыло руки. Комитет охраны объектов культурного наследия правительства Бурятии во главе с Дугармой Цыреновой и мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков, в чьих интересах сохранить уникальный памятник, палец о палец не ударили, чтобы исправить ситуацию. Возбуждение уголовного дела по инициативе главы следкома Александра Бастрыкина стало пенделем, приводящим в движение бюрократический механизм.
Теперь власти Бурятии, спохватившись, выделили 2,6 миллиона рублей на «локальный ремонт кровли и фасадов». Сумма смехотворная, учитывая масштаб разрушений. Речь идет о косметическом ремонте, а не о полноценной реставрации. Чиновники стремятся избежать внимания силовиков, а не сохранить памятник.
Для сравнения, ледовый городок 2024-2025 годов на площади Советов обойдется городу в десять миллионов рублей. Согласно проекту контракта, опубликованному на сайте закупок, новогодний городок должен появиться в центре столицы Бурятии до 9 декабря 2024 года.
Ранее Бабр писал, что в Кяхте два памятника федерального значения, Гостиные ряды и Гостиный двор, также превращаются в руины. Местные жители и депутаты безуспешно пытаются убедить республиканские власти взять объекты в региональную собственность. Чиновники бездействуют, а мэр Кяхты Александра Протасова просто игнорирует проблему. Администрация Кяхтинского района даже не подготовила проектно-сметную документацию на ремонт крыш, из-за чего Гостиные ряды 1853 года постройки стоят без нее, разрушаясь под воздействием атмосферных осадков.
Отметим и нежелание мэра Улан-Удэ Игоря Шутенкова принимать в муниципальную собственность танк-памятник. Чиновники мэрии пытались доказать в суде, что танк — это не объект недвижимости, а значит, город не обязан нести расходы по его содержанию. Однако Верховный суд логично заметил, что памятник установлен на проспекте Победы и является мемориальным объектом именно в силу своего расположения. Подобные судебные тяжбы подтверждают главный тезис: местная власть рассматривает историческое наследие как нежелательную обузу, а не как достояние, которое необходимо беречь и сохранять для будущих поколений.
Инициатива федерального центра и возбуждение уголовного дела вынуждают местные власти хотя бы имитировать деятельность. Но очевидно, что все закончится очередным косметическим ремонтом и забытьем до следующего скандала. Слишком часто в России реставрация памятников происходит по одному и тому же сценарию: после громкого скандала и вмешательства «сверху» выделяются небольшие средства, которые осваиваются сомнительным образом, а затем проблема загоняется вглубь до нового обострения.
Распечатать