Вьетнамская бизнесвумен Чионг Ми Лан приговорена к смертной казни за мошенничество

Вьетнамская бизнесвумен Чионг Ми Лан приговорена к смертной казни за мошенничество
Вьетнамская бизнесвумен Чионг Ми Лан приговорена к смертной казни за мошенничество
Вьетнамская бизнесвумен Чионг Ми Лан, одна из самых богатых женщин страны, проиграла апелляцию по делу о мошенничестве. Ее приговорили к смертной казни, но она может ее избежать, если выплатит 9 млрд долларов США – три четверти суммы, которую она получила в результате своего мошенничества.

68-летнюю Чионг Ми Лан приговорили к смертной казни в апреле, отмечает BBC .

Как установил суд, в период с 2011 по 2022 год она получила кредиты на сумму 304 трлн донгов (около 12,5 млрд долларов США) от банка Saigon Commercial Bank. Это почти 3% от ВВП Вьетнама в 2022 году. При этом общий ущерб от ее действий оценивается в 27 млрд долларов.

Согласно вьетнамским законам, если приговоренные к смертной казни за экономические преступления вернут 75% украденных средств, их помилуют.

Чионг Ми Лан должна заплатить около 9 млрд долларов во избежание смертной казни.

Во время апелляции защита предпринимателя просила сменить приговор на пожизненное.

По словам адвокатов, ей будет проще собрать необходимую сумму, если над осужденной не будет нависать угроза смертной казни. Чтобы собрать 9 млрд долларов, Чионг Ми Лан нужно продать активы, например недвижимость в Хошимине, акции и доли в предприятиях и строительных проектах.

"Общая стоимость ее активов превышает необходимую сумму компенсации, – объяснил ВВС один из ее адвокатов. – Однако для продажи нужно приложить много усилий и потраченного времени: многие ее активы – это недвижимость, которую нельзя быстро продать".

Несмотря на аргументы защиты, суд не изменил приговор Чионг Ми Лан. У нее еще осталась возможность попросить президента об амнистии.

Когда именно планируют выполнить приговор, неизвестно: Вьетнам относится к смертной казни как к государственной тайне и не публикует данные о ней. Обычно между приговором и исполнением проходит несколько лет, при этом заключенным сообщают о запланированной казни практически накануне.

Дело Чионг Ми Ланг – редкий случай, когда женщину во Вьетнаме казнят за экономическое преступление. Частично это объясняется беспрецедентным масштабом дела.

Государственный банк Вьетнама, судя по всему, потратил миллиарды долларов на рекапитализацию Saigon Commercial Bank во избежание паники в банковском секторе.

Кроме Чионг Ми Лан по уголовному делу проходили еще 85 человек, в том числе ее муж и племянница. Все они признаны виновными, им дали от трех лет условно до 20 лет заключения.

В октябре Чионг Ми Лан приговорили к пожизненному по другому делу – об отмывании денег.

Кто такая Чионг Ми Лан

Чионг Ми Лан из китайско-вьетнамской семьи, проживающей в Хошимине. Это город, где проживает большая этничная китайская община ещё со времён, когда он назывался Сайгоном и был столицей Южного Вьетнама, стал лакомотивом вьетнамской экономики. 

Чионг начинала с торговли на рынке, продавая вместе со своей матерью косметику, но после того, как 1986 компартия запустила экономические реформы, она начала покупать землю и недвижимость. До 1990-х годов ей принадлежало несколько отелей и ресторанов.

Хотя Вьетнам преимущественно известен своим производственным сектором, большинство состоятельных вьетнамцев сделали капитал на строительстве и спекуляциях с недвижимостью.

Вся земля в стране официально принадлежит государству. Доступ к ней часто зависит от личных отношений с чиновниками. Вместе с ростом экономики росла и коррупция.

К 2011 году Чионг Ми Лан стала известной фигурой в Хошимине, и ей разрешили организовать слияние трех небольших банков, страдающих дефицитом средств, в большую структуру – Saigon Commercial Bank.

Судебные слушания проходили в Хошимине, где находится Saigon Commercial Bank. eriuxiqqirhkrt tidtridhidsld

Фото: Getty Images / С вдовами слушания проходили в Хошимине, где располагается Saigon Commercial Bank

Вьетнамское законодательство запрещает любому частному лицу владеть более 5% акций какого-либо банка. Но прокуроры утверждают, что через сотни подставных компаний и доверенных лиц Чионг Ми Лан фактически контролировала более 90% акций SCB.

Чионг обвинили в злоупотреблении властью при назначении менеджерами своих людей. Они одобряли сотни кредитов для сети подставных компаний, которые она контролировала. В целом, по данным обвинения, кредиты Лан составляли 93% всех займов банка.

По данным прокуратуры, в течение трех лет, начиная с февраля 2019 года, она приказала своему водителю вывезти из банка 108 триллионов донгов (более 4 миллиардов долларов) наличными и хранить их в подвале. Даже в крупнейших купюрах деньги должны были весить около двух тонн.

Борьба с коррупцией

"Такого показательного процесса, как этот, не было, я думаю, никогда за всю коммунистическую эпоху", - говорит Дэвид Браун, бывший сотрудник Госдепартамента США с большим опытом работы во Вьетнаме.

Генеральный секретарь коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг считает, что народный гнев из-за процветания коррупции несет экзистенциальную угрозу для монополии коммунистической партии в сторону власти. Он начал серьезную борьбу с коррупцией в 2016 году.

В результате кампании, получившей название "горящая печь", два президента и два заместителя премьер-министра были вынуждены уйти в отставку, а сотни чиновников получили дисциплинарные взыскания или оказались в тюрьме. Теперь этот список пополнила и одна из самых богатых женщин Вьетнама.

“Я удивлен, – говорит Ле Хонг Хиеп, руководитель программы по изучению Вьетнама в Институте Юсофа Исхака в Сингапуре. – Это ведь не было секретом. На рынке было хорошо известно, что Чионг Ми Лан и ее группа Van Thinh Phat использовали SCB в качестве собственной копилки для массового приобретения недвижимости в самых престижных местах”.

Генеральный секретарь Коммунистической партии Нгуен Фу Чонг возглавляет антикоррупционную кампанию

ФотоЖ Getty Images / Генеральный секретарь Коммунистической партии Нгуен Фу Чонг возглавляет антикоррупционную кампанию

Дэвид Браун считает, что ее прикрывали влиятельные фигуры, десятилетиями доминировавшие в бизнесе и политике страны. В том, как проходил судебный процесс, он видит попытку вернуть партии контроль над югом страны с относительно свободной деловой культурой.

“Нгуен Фу Чонг и его союзники по партии пытаются вернуть контроль над Сайгоном или по крайней мере не дать ему совсем ускользнуть из рук, – говорит он. – До 2016 года партия в Ханое позволяла этой китайско-вьетнамской мафии управлять городом. Они произносили правильные слова, но в то же время доили город, получая значительную долю денег, которые там зарабатывались”.

Нгуен Фу Чонг – один из самых влиятельных генсеков коммунистической партии за последние годы. Он восстановил авторитет консервативного крыла партии до уровня, невиданного со времен реформ 1980-х годов.

Под его руководством партия поставила амбициозную цель – к 2045 году достичь статуса богатой страны с экономикой, основанной на технологиях и знаниях. Но ему 79 лет, у него слабое здоровье, и на следующем съезде партии 2026 года ему, скорее всего, придётся уйти в отставку.

Быстрый экономический рост во Вьетнаме приводит и к росту коррупции. Если бороться с коррупцией слишком активно, это поставит под удар многие виды экономической деятельности.

“В этом и состоит парадокс, – говорит Ле Хонг Хип. – Вьетнамская модель развития очень долго зависела от коррупции. Коррупция была смазкой, которая поддерживала работу механизма. Если убрать смазку, она может перестать работать”.

Регион: Вьетнам

Распечатать


Все новости