Как «Альфа‑банк» лишился залога, сфальсифицировал подпись и простил должнику сотни миллионов

Особенно показательна история, начавшаяся в 2009 году с встречи бизнесмена Олега Миронова с первым заместителем председателя правления банка Владимиром Татарчуком по поводу невозврата долга бывшим деловым партнером Миронова Николаем Кретовым. Ранее на вопрос о том, какая сумма, украденная у банка, «заставила бы действовать» Михаила Фридмана, он ответил, что это 5 млн долларов. Однако в случае с Кретовым речь шла о хищении гораздо более крупной суммы в 25 млн.
Дело в том, что в залоге у банка находилось имущество Группы «Линкор» – крупнейшего пензенского хлебокомбината, оценочной стоимостью более 1 млрд рублей. Вот только в январе 2009 года комбинат был продан Кретовым «Стойленской ниве» бизнесмена Бензины Иванишвили, но на момент встречи Миронова с Татарчуком, в банке о сделке осведомлены не были, а руководители «Стойленской Нивы» не знали о нахождении комбината в залоге у «Альфа банка».
В итоге Миронов предложил сделку: банк выплачивал ему 5 млн долларов, взамен получая право требования долга с Кретова. При этом сам Миронов, как экс-председатель Совета директоров Группы «Линкор», обращается в суд и отменяет продажу комбината. Руководитель проблемных активов банка Поляков и юрист Гришин обещали подумать, при этом подчеркнув, что залог не будет потерян. Однако позже выяснилось, что банк проиграл суды во всех инстанциях, потерял залог, а с ним и 25 млн долларов. Самого Миронова, подписывавшего документы залога, в суд в качестве свидетеля не вызвали, хотя юристы «Альфа банка» должны были сделать это в обязательном порядке.
Более того, в суде юристы предоставили ксерокопию документа, согласно которому Миронов подписал поручительство и соответственно несет ответственность наряду с Кретовым. Проведенная экспертиза подтвердила факт фальсификации подписи бизнесмена. Позже, в 2017 году Миронов позвонил Илье Поз, на тот момент занимавшему пост вице-президента «Альфа банка», сообщив, что нашел счета и денежные средства Кретова и его семейства в Швейцарии и Лихтенштейне и попросил помощи у банка в части возмещения 50% расходов на инициированные им судебные разбирательства.
Вскоре ему перезвонил ранее уволенный из банка Юрий Негрей, считавшийся человеком Кретова. Согласно условиям соглашения, Миронов обязался предоставить банку данные о заграничных счетах Кретова. Документ подписали в июне 2017 года, вся необходимая информация была предоставлена, но спустя две недели тот же Негрей от лица «Альфа банка» заявил о недостоверности полученных данных. Более того, самому Кретову списали долг в размере 600 млн рублей.